Для того, чтобы на Земле возникла жизнь должны были сложиться совершенно уникальные условия...
Точка зрения современной науки
Жизнь вечна и неизменна, меняется только степень нашей осознанности.
Еще не дзен, но уже и не религия
Предупреждение: Эта статья, по сути, и по форме, небольшое научное исследование, проведенное в немного не стандартных методологических рамках. Предложенная модель носит качественный характер и служит для большей наглядности. Здесь представлен один из возможных взглядов на описанные ниже процессы. Если у кого-то появится желания ответить или поделится своими наблюдениями на эту тему, то напишите нам или оставьте запись в гостевой книге.
Каждое время интересно по-своему, а чем интересно наше время? Двадцатый век - это век колоссального ускорения процессов производства, обмена информацией, темпа жизни и прироста населения. Очень много говорится о том, что происходит с обществом, но гораздо меньше о том, как это влияет на осознанность отдельного человека. Вот это нас сейчас и интересует, причем в контексте трансформации СССР в сегодняшнее постсоветское пространство.
Прежде всего, несколько вступительных замечаний. Во все времена, существовали человеки, которые осознавали себя настолько, что не нуждались во внешних учителях (и благоприятных условиях становления). Но это очень редкие птицы и речь сейчас не о них. Во все времена существовали традиции-школы, где осознание-понимание передавалась от учителя к ученику, но речь сейчас не о них. Сейчас речь о тех, кто учился понимать, не осознавая, что он учится. Учился у природы, у обстоятельств, у разговора со знакомыми, у книг, на лекциях, в летнем кафе. Пока однажды человек не осознает, что он находится в поиске... Так вот, на вопрос, что нужно чтобы человек начал искать понимание осознано... к счастью нет однозначного ответа. Можно только сказать, что есть предпосылки к тому, чтобы он начал искать или, наоборот, к тому, чтобы не начал.
Сейчас нас интересуют условия, в которых отдельные люди становятся более осознанными. Когда происходит значительное увеличение числа искателей? Какие внешние факторы на это влияют? К числу таких факторов можно отнести, например, существенные изменения в культуре, в образе жизни целой страны.
Сначала немного о культуре и образе жизни человека в устойчивом обществе. В такой ситуации люди в основном знают (или думают, что знают), что им нужно, а что нет, что хорошо, а что плохо. Жизнь устойчива и размерена, представления о жизни зачастую важнее самой жизни. Человек в большой степени колесико и винтик размеренной машины - общества. В таком случае, так как люди имеют обыкновение стареть и умирать, необходимо готовить замену из детей. Любое общество большую часть явных и еще большую часть неявных усилий тратит именно на это, на поддержание гомеостатического равновесия. К счастью это не всегда удается, и тогда происходят революции, лучше, когда информационные, терпимо, когда социальные, и тяжело, когда переходящие в гражданскую войну.
Система воспитания, идеология, средства массовой информации, убеждения родителей, мнения одноклассников - все это веши для человека внешние, но когда он постоянно в этом варится и это всегда одно и тоже, то он принимать доминирующие вокруг него представления за единственно-возможную точку зрения. Наглухо игнорируя все остальные! Становится статистом в театре собственной жизни.
У человека можно выделить в жизни несколько периодов: детство, юность, зрелость, старость. Если вы присмотритесь к маленьким детям, то увидите, что помимо всего прочего, они талантливые актеры. А если к подросткам? Увы, все уже тщательно искоренили, чтобы сделать социально адаптированного человека. По себе можно вспомнить, что в какой-то период лет с 6 до 10, теряешь пластичность, чтобы обрести ее вновь уже много позже, уже на новом витке. Имеется в виду пластичность мышления, но обычно это распространяется и на физическое тело, и на принятие решений, и на их выполнение.
И потом, когда подростки превращаются в юношей и девушек, они параллельно окончательно усваивают, что хорошо и что плохо, чего надо в жизни добиваться и к чему стремиться, кому подражать, а кого ругать, где свои, а где чужие. Окончательно, потому, что это начинается в раннем детстве, и это не плохо и не хорошо, плохо то, что окончательно, что на всю оставшуюся жизнь. Окончательно решить, что в жизни важнее - карьера или семья, значит, лишить себя большого куска жизни. Куска жизни, в котором могут быть и семья, и карьера, только они могут быть другими, чем представлялось. Куска жизни, где в центре что-то еще, кроме звездочек на погонах или чисел в бухгалтерских книгах.
Но представим, что вокруг человека не стабильные условия, что что-то меняется. Он приходит в первый класс в стране советов, а выпускается из школы в стране первоначального накопления капитала. Он действительно сам (или почти сам) начинает думать, вступать ему в комсомольцы или нет, потому что на его решение уже не давят (меньше давят). Куда-то деваются все портреты великих вождей, которые висели в каждом классе. Почему-то куда-то в сторону смотрят учителя, которые еще несколько лет назад заставляли учить речевки и петь песни, а теперь говорят о чужих ошибках. Буквально за несколько месяцев (лет), изменилось все: из эпохи тотального дефицита в эпоху повальной дороговизны, от монопартийного телевидения к рекламному телевидению, от строительства коммунизма к строительству капитализма.
При этом реакция на это у разных людей была совершенно разная. Если говорить о тех, кому к 1990 было за 25 лет, то они либо приспособились, либо не приняли новых условий существования, произошло очень быстрое расслоение общества по многим параметрам, но особенно сильно по материальному положению, отношению к реформам. Но в целом большинство людей старше 30 лет остались со старыми убеждениями (ценностями) или же изменения происходили у них очень медленно и не оказывали влияния на глубокие слои сознания.
Наиболее глубокое воздействие процессы 1990-1995 оказали на тех, кто в этот входил в полностью или отчасти самостоятельную жизнь, то есть на тех, кому было 12-20 лет. Здесь приблизительно можно сказать, что распределение "силы воздействия в зависимости от возраста" по типу будет Гауссовым (в форме колокола с бесконечными крыльями), а более точная модель в столь "тонких материях" окажется точнее приближений, использованных при ее выводе. Если мы возьмем полуширину интервала то, окажется, что "потерянное поколение" - это люди 1972-1983 годов рождения. Пик приходится на 1977 год рождения.
Что означает наиболее сильное воздействие? Это значит, что человек в меньшей, чем обычно, степени подвергся "воспитательной обработке" на лояльность к доминирующим воззрениям. Возник хаос и человек увидел смену парадигм, она прошла через его жизнь в период становления, а это не то же самое, что прочитать об этом в книжке. Пройдя через смену мировоззрений "потерянное поколение" не впитало в себя ни то ни другое, предоставив каждому свому представителю решать эту задачу самостоятельно. Конечно это преувеличение, точнее идеализация, но в некоторых случаях это именно так. Возникло сочетание факторов, которое не случалось в нашей стране уже давно: отсутствие господствующего мировоззрения, много новых источников ранее запрещаемой информации, становление совершенно нового уклада жизни и еще что-то неуловимое (по крайней мере, в этой статье), но очень важное. Таким образом, у "потерянного поколения" было существенно больше шансов "дожить до возраста осознанности". У целого поколения - больше шансов! А если масса окажется критической?! Но это уже другая история.
Что означает Гауссово распределение? Это значит, что количество молодых людей, для которых изменением в структуре общества оказались толчком к изменению себя, было больше, чем количество пожилых людей. И то, что отношение количества молодых людей (абсолютное и по отношению ко всему населению) мировоззрение которых перестало быть фиксированным в эти годы, было больше, чем те же показатели на 10, 20, 30 лет раньше.
Еще одно: эти обстоятельства влияют главным образом на количество людей, которые начинают осознанный поиск, а не на то, как далеко эти люди продвинутся в этом поиске и что вообще они найдут (могут, например, найти фашизм, наркотики или еще какую-нибудь мерзость, это зависит от огромного количества факторов). Также важно, что внутренняя готовность человека к изменениям гораздо важнее, чем его возраст. Здесь мы говорим о возрасте, потому, что это можно подвергнуть эмпирической проверке, которую мы кстати провели. Также можно сказать, что те, кто родился после 1983 попали уже в условия "новой реальности" и "нового фиксированного мировоззрения". Их уже плотно опекала новая система воспитания (плохая, хорошая - не важно сейчас). Однако интереснейший вопрос представляет из себя фиксированность или не фиксированность мировоззрения детей "потерянного поколения".
Почему "потерянное поколение"? Потому, что оно было потерянно СИСТЕМОЙ ОБЩЕСТВА для идеологической обработки. Однако потерянно означает, всего лишь, что вместо 95%, как обычно, удалось обработать только 75% (цифры условны, так как зависят от глубины рассматриваемого слоя сознания и еще много от чего, но качественно верны). Однако многие приспособились к изменившимся условиям, и приняли "фиксированное мировоззрение". Это важно. Другие напротив остались между "небом и землей". Они и есть "потерянное поколение". Его представители есть в каждом возрасте и в каждом городе. Каждый человек может, если только сильно захочет, перестать быть статистом в театре жизни. Только эту историю нужно не слушать, ее нужно рассказывать:
http://www.vokruginfo.ru/news/news2946.html
http://www.rg.ru/2006/08/12/a120362.html
з.ы сразу же смотрите на год рождения в анкете.... эт дает не токо возраст но много любопытного занятного и интересного....
з.ы.ы. к чему статейка.... хм подумайте сами....